Древняя Вязьма входила в состав Смоленского княжества. Первое датированное упоминание о Вязьме в русской летописи относится к 1239 году. Тогда же она была передана князем Владимиром Смоленским сыну Андрею и стала центром самостоятельного удельного княжества.
Наша справка: Древняя Вязьма входила в состав Смоленского княжества. Первое датированное упоминание о Вязьме в русской летописи относится к 1239 году. Тогда же она была передана князем Владимиром Смоленским сыну Андрею и стала центром самостоятельного удельного княжества. Город не только выгодно располагался в бассейне трех рек, по которым шёл основной торговый путь, но и стоял на главной сухопутной дороге (она вошла в историю как старая смоленская дорога), соединявшей центральные области Руси со странами Западной Европы. В результате Вязьма превратилась в важный торговый центр. Но Вязьма не только торговала, ей приходилось и воевать. Центр города был окружен крепостью, деревянные стены которой стояли на насыпном валу. Крепостной вал с трех сторон был защищен рвом с водой, а с четвертой, северной стороны – рекой. О Вязьме XIII-XIV веков письменные источники дают мало сведений, но в последующие два века летописи всё чаще упоминают город в связи с борьбой за смоленские земли, разгоревшейся между Литвой, Польшей и Московским государством.
Особо в архивных документах выделяют и казаков Смоленской земли. Так, например, в старых летописях указано, что уже в начале XVI века казаки проживали на данной территории. В 1616–1617 гг. отряды конных казаков были на царской службе и под Вязьмой. Условия государевой службы были крайне тяжелы, поскольку жалование казакам правительство не выдавало за недостатком денежных средств. Иных доходов казаки не имели и поэтому в первой половине 1617 г. многие казачьи станицы оставили царскую службу и ушли за Угру, образовав, таким образом, своеобразное «заугорское войско» (в нем было 14 атаманов, из них 5 без станиц, 14 войсковых и станичных есаулов и 1940 рядовых казаков). Лишь к августу 1617 г. казаки вернулись в Вязьму. В начале XVII века Вязьма оказалась в центре событий Смутного времени. С 1608 по 1618 годы она неоднократно переходила из рук в руки. В дальнейшем, вяземские казаки приняли участие в двух великих войнах XVII века, которые Россия вела с Речью Посполитой за возвращение западнорусских земель. Первой колоссальной военной кампанией стала Смоленская война 1632–1634 гг. Эта ныне забытая война была грандиозной по организации, по размаху задействованных военных сил и материальных ресурсов. Она привела к первой масштабной попытке реформирования русской армии по западноевропейскому образцу. Специально для этой войны за рубежом были наняты солдаты «немецких» полков и были сформированы русские полки иноземного строя. Целью войны было возвращение утерянных в годы Смуты западнорусских земель. Главный удар русских войск был направлен на Смоленск. Дорога от Вязьмы до Смоленска стала главной транспортной артерией и ареной ожесточенных сражений. Вяземские казаки оказались в центре военных событий, став прямыми участниками кровавых битв с войсками Речи Посполитой.
По Разряду 140-го (1631–32 гг.) к началу войны в Вязьме было 178 конных казаков и 128 пеших, всего 306 человек. Кроме того, в военный гарнизон города входили 209 дворян и детей боярских из Можайска и Романова, которые несли службу в две перемены по 4 месяца, 495 московских стрельцов, 375 вяземских стрельцов, 18 пушкарей, 5 воротников, 2 кузнеца и 251 человек посадских людей с пищалями, копьями, бердышами и рогатинами. Всего 1557 человек. В дальнейшей исторической жизни Смоленской земли вяземское казачество тоже сыграло немаловажную роль.
На сегодняшний день казаков Хутора "Вяземский", наверняка без лести и преувеличения, можно назвать достойными наследниками славных дел своих предков. Этот хутор заслуженно считается одним из лучших по Смоленской области и является показательным примером для других казачьих обществ. Личный состав хутора "Вяземский" первым вступил в реестр казачьих войск и взял на себя обязательства по несению государственной службы. Свои служивые дела они выполняют честно и своевременно.
17 октября, по уже давно сложившейся традиции, казаки славного города Вязьмы, провели торжественное мероприятие. Это значимое событие приурочено к большому и светлому Православному празднику - Покров Пресвятой Богородицы, который отмечается 14 октября. В целом, Покров Пресвятой Богородицы — самый значимый праздник Русского казачества. Исторически такая традиция была приурочена к чудесному поражению турок под Азовом (Азовское осадное сидение 1641г.). Когда у изнемогавшего от долгой и неравной борьбы казачьего гарнизона не оставалось уже никаких надежд на победу, им было явлена «жена прекрасная в багряной ризе», вдохновившая их на победу.
Но не только история Азовской осады является первопричиной главенства этого торжества в казачьих умах. Корни особенного почитания Богородицы намного древнее, глубже и душевнее. Об этом свидетельствует донской апокриф «О Богородице и слезах казачьих матерей», созданный казаками задолго до Азовского события. «Однажды спустилась на землю Пречистая Дева, наша Небесная Мати. Вместе со святым Николаем, в лучшей своей жемчужной короне, тихо скользнула Она вдоль обширного казачьего края, внимая горькому плачу своих детей. И когда наступил знойный день, пересохли от жалости уста Ее и нечем было их освежить. Тогда подошли они к широкой реке. И только наклонилась к ее струям Пречистая Мати, как упала корона с Ее головы и скрылась глубоко под водой. «Ах! — сказала Она, — пропали мои прекрасные жемчуга. Никогда больше не будет у меня таких красивых. Но когда вернулась она в свой Небесный Дом, то увидела на Ее золотом троне такие же сияющие зерна драгоценного жемчуга. «Как же они попали сюда? — воскликнула Она, — наверное, их нашли Казаки и передали для меня». «Нет, Матушка, — сказал Ей Сын, — это не жемчуг, а слезы казачьих матерей. Ангелы собрали их и принесли к Твоему престолу».
Не отступая от православных традиций предков, казаки Хутора " Вяземский", праздничный субботний день начали с посещения Покровского Храма. Гостей уже ждал батюшка, а колокольный звон только укрепил праздничный настрой. В храме Покрова Пресвятой Богородицы Спасо-Богородицкого Одигитриевского женского монастыря в д. Всеволодкино состоялся обряд верстания казака и чтение Торжественного обещания юными кадетами. Таким образом, Хутор " Вяземский" укрепил свои ряды, прошедшими испытательный срок казаками. Особо, каждому взрослому казаку приятно осознавать, тот факт, что в ряды казачества охотно вливается молодёжь, внося свежую струю, оптимистический настрой и изъявление готовности служить отечеству, казачеству и вере православной. Казаки Хутора " Вяземский" своим личным примером показывают молодому поколению, что им есть куда стремиться и хочется надеяться, что все новобранцы, встав на нелёгкий путь казака, достойно продолжат дело своих отцов и наставников. Также, в храме прошла Божественная литургия с исповедью и причастием. Поразительная светлость внутри храма, образ Богородицы с покровом в приподнятых руках над храмовым иконостасом и тишина во время службы, принесли ощущение огромной святости этого места, душевной теплоты и защищённости. Не зря же в праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи: "Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем."
После вышеназванных мероприятий прошла поздравительная торжественная часть. Состоялось построение всех присутствующих казаков, перед лицом которых Атаманом Смоленского отдела казачьим полковником Культяпкиным А.И. был зачитан приказ и состоялось награждение личного состава хутора"Вяземский" и представителей других хуторских обществ. Гостями на торжествах стали представители Хутора "Платовский"(г. Ярцево), Хутора " Рай", Атаман Хутора " Гагаринский" - Давыдов Юрий Васильевич с казаками, директор Вяземского филиала Первого казачьего университета МГУТУ им. К.Г. Разумовского - Лёшина А.В., о.Александр (Клименков) - Руководитель Духовно- просветительского центра Кирилла и Мефодия и другие друзья вяземских казаков. Многим были вручены наградные знаки, медали, атаманские грамоты и соответственно торжественному моменту было произнесено много благодарственных слов за проведённую работу, которая и была по достоинству оценена вышестоящим руководством.
В завершение официального этапа мероприятия, всех присутствующих пригласили за стол, заранее подготовленный заботливыми и умелыми руками казачек хутора "Вяземский", которым хотелось бы выразить отдельную благодарность за радушие, внимательность и дружелюбие в отношении всех гостей, без исключения. В течение этой приятной праздничной части, в сложившейся тёплой дружеской обстановке, каждый смог сказать добрые поздравительные слова, выразить благодарность гостеприимным хозяевам и передать по адресу привезённые подарки.
Такие совместные торжественные мероприятия особенно способствуют сплочению коллектива, позволяют обменяться приобретённым опытом в работе, ну и конечно же совместными усилиями поддержать, сохранить традиции и культуру казачества, напомнив заодно, что заповеди казака актуальны и в современном обществе. Недаром, часто в различных информационных источниках вспоминается один из девизов казачества, видимо, существующий с незапамятных времён: «Помни, брат, что у казаков: дружба – обычай, товарищество – традиции, гостеприимство – закон».
Хочется положиться на милость Господню и всегда свято верить, что наша жизнь пройдёт под покровом Богородицы и каждый найдёт свою тропинку к Господу. ХРАНИ НАС ВСЕХ ГОСПОДЬ!
Подготовила нач. штаба ХУТОРА "РАЙ" урядник Наталия Годяева, под рецензией атамана ХУТОР "РАЙ" хорунжего Горбачёва Д. И. Фото автора.